Жизнь и смерть Ортино, французского бульдога...
http://frbulldogi.my1.ru/publ/2-1-0-30Мы расскажем здесь о существе, которому довелось разделить с царской семьей ее последние годы счастливой жизни, и, скорее всего, страшной смерти (так, американский исследователь D.M. Thomas (1998) в своей книге, посвященной последним часам жизни царской семьи, упоминает, что в момент расстрела одна из царевен держала на руках небольшую собачку…). Судьба Ортино, бульдога последних российских монархов, и стала темой небольшого исторического расследования Кэрол Грэйвсток-Тэйлор, публицистки и большой любительницы нашей породы.
Жизнь и смерть Ортино, французского бульдога,
последней собаки последней Царской Семьи.
Кэрол Грэйвсток-Тэйлор. Татьяна и Ортино.
Отдельной темой в истории жизни царской семьи является их любовь к домашним животным. Исторические мемуары утверждают, что у них был настоящий зверинец из собак смешанных пород, множества кошек, попугаев, рыбок.
Из всех собак семьи немногие упоминаются так же часто, как Ортино, французский бульдог великой княжны Татьяны, второй дочери
Царя. Татьяне было 17 лет, когда Ортино появился в ее жизни. Выдержки из дневника Татьяны рассказывают о том, как появился у нее Ортино, и как она его любила.
12 октября 1914 г.
"Аня (фрейлина двора и близкая подруга императрицы Александры Федоровны Анна Вырубова) принесла мне от Малама (офицера уланского полка, охраняющего дворец) маленького французского бульдога Ортино. Он очень забавный, и я так счастлива.”
Дмитрий Малама , подаривший Вел.Княжне Татьяне бульдога Ортипо . (В статье есть неточность : Дмитрий Малама лежал в Царскосельском госпитале на излечении после ранения .) T.Z.
15 октября 1914 г.
“Мы обедали с отцом, мамой и Н.П. (Саблин, друг семьи). Ортино сидел со мной…он восхитителен.”
В строгом этикете дворца царским любимцам была предоставлена поразительная свобода поведения, как и сейчас это водится в большинстве семей. Ортино и кот Ольги Васька были любимцами семьи и свободно бегали по дворцу. Для всех владельцев французских бульдогов очень знакома сценка, когда Ортино и Васька гонялись друг за другом по диванам и столам, сшибая по пути драгоценные произведения искусства и разбрасывая бумаги, что очень забавляло царскую семью.
Татьяна упоминала о веселом нраве Ортино в письмах к отцу, рассказывая, что “Ортино бегал по комнате и играл во время чаепития. Это было так забавно и прелестно…" "...Мы сидим в комнате матери после обеда. Ольга и мама играют на фортепиано, а Ортино бегает по комнате, как сумасшедший…" Едва ли не в каждом письме или дневниковой записи Татьяны упоминается Ортино, и ее слова передают ее любовь к бесценному другу. Она описывает, как он тихонько сопит у ее ног, когда она пишет, или жует свой мяч, описывает, оправдывая своего любимца, его случайные “казусы”.
Ортино был постоянным спутником Татьяны, и ее нечасто можно было увидеть без него. Как большинство французов, Ортино настаивал на том, чтобы ему разрешали спать с Татьяной в ногах ее постели каждую ночь. Несомненно, что кое-что во французских бульдогах не никогда не меняется – Ортино громко храпел, что беспокоило сестру Татьяны Ольгу, с которой она делила спальню. Анастасия писала в дневнике, что “когда мы спали ночью, то всех будил Ортино, французский бульдог Татьяны, который громко храпел. Мы пробовали все, но ничего не помогало.”
Случайные ссоры между Васькой и Ортино также прерывали сон сестер, но Татьяну невозможно было убедить, чтобы Ортино отправили спать с другими собаками, живущими в семье.
Похоже, что даже у царских особ нет иммунитета к “французской лихорадке”, основным симптомом которой является “если один – хорошо, но больше будет изумительно”. У Романовых было, по крайней мере, два французских бульдога, как это следует из дневника великой княжны Анастасии.
30 ноября 1914 г.
“Теперь у нас есть еще один очаровательный щенок французского бульдога Биллик. Она такая прелестная и замечательно играет с собакой царевича Алексея. Они как будто сошли с ума и носятся по полу так, что ударяются о мебель и стены. Мы непрерывно смеемся, глядя на них.”
Избалованные императорские любимцы просто не могли носить обычные кожаные ошейники. И Васька, и Ортино носили ошейники, изготовленные царским ювелиром Фаберже, которые были инкрустированы полудрагоценными камнями. У Татьяны была коллекция фигурок Ортино, выполненных Фаберже из полудрагоценных камней и горного хрусталя. Эти фигурки, напоминающие о любви великой княжны к своему Ортино, разбросаны по всему миру, одна из них находится в коллекции музея в Кливленде.
Мирная жизнь семьи Романовых закончилась после большевистской революции в 1917 году, когда новый коммунистический режим отправил их в изгнание. Даже во время самого тяжелого периода ее жизни Татьяна наотрез отказалась расстаться с Ортино. Последний раз он упомянут в рукописном отчете о том, что “Татьяна боролась, чтобы нести Ортино вместе с тяжелым чемоданом по грязи глубиной по щиколотку и кричащую толпу на Екатеринбургском вокзале.” Уже через два месяца в полночь 16 июня 1918 года Татьяна и вся ее семья были уничтожены.
Хотелось бы думать, что присутствие ее любимого Ортино хоть чуть-чуть скрасило Татьяне и ее сестрам эти ужасные последние дни их жизни.